«Практическая психология: психологическая работа с подростком»

Авторы: детские и подростковые психологи Орлов А.И. и Васильева Е.А.
(предназначена для психологов, школьных психологов и практических психологов, которые занимаются подростками 12-17 лет.)

Подростковый возраст – это пора взросления, жизненного самоопределения, поиска себя. Подростки во все времена испытывали и испытывают огромные субъективные трудности, подростковый возраст всегда был трудным, и трудным не только для родителей и учителей, а в первую очередь для самих подростков. Для этого возраста, более, чем для любого возраста, применимо слово «кризис» в негативном смысле этого слова, типично психологическое неблагополучие, что тесно связано с поиском идентичности, поиском себя. Самоопределение современных юношей и девушек происходят в очень сложных условиях высокой социальной, экономической и политической нестабильности общества, в котором они живут. Основой построения подростком собственной личности и планирования своей жизни и во все времена являлось модель типичного жизненного пути «типичного члена данного общества». Эта модель была закреплена в культуре и системе ценностей данного общества, она является существенной помощью подростку. Однако современные подростки лишены этой основы, им приходится планировать свою жизнь «с нуля», не имея перед собой никаких ориентиров.

С одной стороны, этот фактор создает особую остроту и сложность проблемы выбора себя, которая существует для подростков в настоящей момент. Но, одновременно, это и шанс создать свою жизнь в соответствии со своими собственными выборами, шанс, которого были лишены их сверстники в более благополучные времена. Ситуация неопределенности способствует творческому решению задач, а задача построения своей личности и своего жизненного пути является, безусловно, творческой.

Но, еще раз подчеркнем, и многочисленные исследования свидетельствуют об этом, что данная задача для современных подростков является как никогда сложной. Они практически лишены помощи со стороны кого бы то ни было. Ни государство, ни родители, ни другие взрослые в настоящее время не могут им помочь в решении задачи выбора своего пути.  Таким образом, появляется соответствующий запрос для психологов, задача оказать поддержку молодежи в решении этой задачи.

Школа Практической Психологии (далее сокр. ШПП) является одним из возможных ответов на этот запрос. В данной книге будет рассказано о важнейших принципах и направлениях деятельности по работе с подростками.

Психологическое обоснование

В современной психологии развития центральное место начинает занимать такое понятие как задача развития. Это понятие «может успешно выполнять роль как эффективного орудия, так и надежного материала при построении здания объяснительной психологии развития» (А.И. Подольский). Основным содержанием задач развития является приобретение жизненно значимой компетенции (Хейманс). Задача развития  - это осуществление некоторого выбора, решение некой проблемы. Каждый возраст предполагает свои задачи развития. В каждый момент времени индивид может быть вовлечен в решении нескольких задач. Задача является связующим звеном между индивидом и его социальным окружением.

Очень часто задача развития, стоящая перед ребенком влечет за собой актуализацию соответствующей педагогической задачи для взрослого (или задачи психологической помощи).

Центральной задачей, которую решает подросток, одни авторы называют формированием самосознания, другие идентичностью. Суть одна – подросток должен найти ответ на вопрос «Кто Я» (но это предполагает и ответы на вопросы «Где Я», «Куда Я двигаюсь», «Откуда Я», «Какой Я». Это чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Кризис обретения идентичности состоит из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений.

Понятие идентичности соотносимо с понятием постоянного, никогда не прекращающегося развития «Я» на всем протяжении жизненного пути личности, в старшем подростковом и юношеском возрасте происходит только обретение идентичности. Бернс считает, что формирование идентичности «Я» – процесс напоминающий скорее самоактуализацию по Роджерсу, он характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания, это не пассивный, а перманентно творческий процесс, в ходе которого мы создаем и модифицируем свою идентичность. Идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности.

Критерием того, что чувство идентичности является оптимальным, Э. Эриксон считал внутреннюю уверенность в правильности своего жизненного пути.

Но когда мы говорим идентичность – это в общем, в целом, а что конкретно подросток должен сделать? Хотя существуют различные подходы к описанию задач развития подросткового возраста, в них больше общего и взаимодополняющего, чем противоречивого. Практически все они основаны на неком обобщении тех задач, с которыми сталкиваются (или должны сталкиваться) большинство подростков, конкретная ситуация развития каждого конкретного подростка может преломлять эти задачи  каждый раз особым, уникальным образом.

Приведем список задач развития в юношеском возрасте, который предлагает Хавигхерст:

  1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять своим телом во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.
  2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.
  3. Установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы.
  4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать за детьми право на независимость: как бы ни стремились они воспитать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру с взаимной зависимостью детей и родителей.
  5. Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо (у работающих молодых людей) или косвенно (в высшей школе) нацелено на освоение профессии.
  6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать здесь новые решения.
  7. Формирование социально-ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и усвоении политической и общественной ответственности гражданина.
  8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной «интериоризованной» структуры ценностей как руководства к действиям.

Существенным отличием кризиса подросткового возраста от кризисов младших возрастов является то, что задачи развития ребенка являются скорее педагогическими и воспитательными задачами взрослых. Для самого ребенка эти задачи не представлены как проблемы. Взрослые обнаруживают эти проблемы, и взрослые же их решают для ребенка. И только в подростковом возрасте все меняется, и это один из существенных факторов подросткового кризиса. Таким образом, характерной особенностью подросткового кризиса является то, что возрастные задачи обычно представлены как задачи, связанные с решением внутренних противоречий, проблем подростка, и то, что впервые подростку, отдаляющемуся от родителей и взрослых, необходимо решать эти задачи самостоятельно. И основные новообразования этого возраста возникают как средства необходимые для решения этих задач.

Далее постараемся понять, каким образом происходит решение задач развития подростком. При этом мы будем опираться на концепцию Д.Б. Эльконина, где подростковый период, как всякий новый период связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит смену глобальной ориентации развития подростка: от направленности на мир к направленности на самого себя в младшем школьном возрасте. Центральное новообразование этого периода – представление о себе как «не о ребенке», чувство взрослости. Благодаря возникновению чувства взрослости коренным образом меняется вся социальная ситуация развития, которая определяет все психическое развитие в следующий за переходным подростковый период. Главным в этой новой, возникающей на основе чувства взрослости, ситуации развития, является формирование особой деятельности общения, основным содержанием которой является другой человек (подросток или взрослый), с которым устанавливаются определенные отношения. В деятельности общения происходит формирование самосознания, то есть общественного знания, перенесенного во внутренний план мышления.

Остановимся подробнее на том, как именно деятельность общения позволяет решить возрастные задачи подростка, как внутри этой деятельности возникают новообразования как средства решения. В целом этот механизм был раскрыт Л.С. Выготским, который показывает, как самосознание как инрапсихическое образование возникает внутри подростковой группы, а затем становиться интерпсихическим образованием конкретного подростка. Весь подростковый период посвящен решению задач на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Т.В. Драгунова, изучавшая «чувство взрослости» подростков, указывает на то, что собственная взрослость в представлении подростка существует прежде всего в виде отношения окружающих к нему как к перешагнувшему границы детства, как к взрослому, а его стремление взрослости проявляется в форме активного желания так или иначе приобщиться к миру взрослых и походить на них. Осуществление этого желания происходит в подростковых группах, в которых подростки строят свои взаимоотношения «как взрослые».

Тут очень важно замечание Д.Б. Эльконина о том, что построение взаимоотношений со сверстниками происходит при ориентации не только на качества другого лица, но, и это главное, на свои собственные качества и особенности. Подросток впервые ориентируется на себя, и это основное условие успешности решения именно этих социальных задач. Развитие этой ориентации в себе, в своих качествах и составляет содержание развития самосознания в этот период. Именно на этой основе, на основе решения задач на установление отношений, возникает и желание побыть иногда одному, разобраться в том, что мешает и что помогает решению этих задач. На этой основе возникает особая внутренняя деятельность, размышления об отношениях с другими и о своих собственных качествах.

Как уже говорилось выше, само понятие задачи развития предполагает возможность успеха или неуспеха при ее решении (Хейманс). Э. Эриксон формулирует задачи развития в каждом возрасте как раз в этой логике, как выбор одного из двух путей развития, негативного или позитивного. Если юноше не удается разрешить задачу нахождения собственной идентичности, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

  1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
  2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
  4. формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

На особую трудность задач развития подростка указывают большинство авторов. Задача развития субъективно часто выступает как проблема, решение которой ищет индивид, поэтому пресловутый подростковый кризис можно рассматривать и как следствие заостренности этих проблем и субъективного ощущения собственного неуспеха в решении этих задач-проблем.

Если подросток не находит в себе достаточно сил для решения актуальных задач развития, он может избрать стратегию психологических защит, которые описаны у А. Фрейд. Среди различных защитных механизмов, к которым «Я» прибегает из страха перед «возрастающей силой инстинктов», она называет специфически подростковые – аскетизм и интеллектуализация.

Из всего вышесказанного можно определить содержание и методы психологической помощи подросткам.

По содержанию помощь должна основываться на основных задачах развития, на поддержке в решении этих задач. Решить эти задачи подросток может только сам, навязанное решение означает только уход подростка от собственного решения этой задачи, ему придется рано или поздно вернуться к ней. Таким способом формируются «инфантильные взрослые», которые в потом в 30-40 лет будут решать специфически подростковые задачи (например, задачи обретения самостоятельности, независимости от родителей или принятия собственной внешности). Темы психологических тренингов ШПП (о которых см. ниже) подобраны именно исходя из логики решения задач развития подростка. Однако мы не можем решить за подростка его задачи развития, мы можем только создать условия, способствующие решению, можем помочь.

Как мы можем создать условия, какие они должны быть?

Такая работа может вестись как в форме личной психологической консультации, так и в форме группового психологического тренинга. При работе с подростками представляются особенно удачными групповые формы работы, что, конечно, не отрицает и возможности индивидуальной психологической помощи. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является деятельность общения со сверстниками, а значит, все новообразования этого возраста должны возникать в этой деятельности. Поэтому естественно, что специальная помощь в решении возрастных задач развития будет наиболее эффективна, если будет осуществляться именно в деятельности общения со сверстниками. Другие преимущества частично вытекают из этого положения:

  1. Практически каждый подросток нуждается в поддержке при решении той или иной задачи развития, но проводить с каждым индивидуальную работу обычно нет возможности.
  2. Референтная группа сверстников является чрезвычайно значимой. Отсюда следует, что работа в группе для подростка более интересна, чем индивидуальная, он будет более «включен» в работу.
  3. Групповая форма работы дает большие возможности для разнообразных методов и приемов работы с жизненной перспективой.
  4. Групповая форма работы способствует общему личностному развитию, решению различных возрастных задач, а не только той, на решение которой направлена работа в группе в каждый конкретный момент, что в свою очередь способствует лучшему решению конкретной целевой задачи работы, так как она всегда тесным образом связана с целостным развитием личности.

В психологии существуют два основных метода работы, которые осуществляются в группе. Это психологический тренинг и групповая психотерапия. С точки зрения наших целей и нашей ситуации более адекватным является метод психологического тренинга. На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к известной путанице. Сегодня понятие тренинга используется достаточно широко, и, на наш взгляд, удачным является определение тренинга С.И.  Макшановым: «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека».

Если обратиться к курсам, которые ведутся в рамках ШПП, то они в целом подходят под определения тренинга и соответствуют основным свойствам именно тренинговой работы. Например, группы не подбираются по критерию выраженности тех или иных проблем; основной целью работы с подростками является не решить их проблемы, а научить их процессу решения, дать адекватные средства для самостоятельного решения.

Концепция Школы Практической Психологии

Определение:

Школа Практической Психологии – социально-психологическая программа, направленная на создание оптимальных условий для гармоничного развития подростка.

Цели и задачи:

Первая цель: Создание подросткам условий для решения возрастных задач развития, поддержка и, при необходимости, помощь в решении этих задач.

Задачи:

  • Разработка и проведение комплекса тематических психологических тренингов, каждый из которых направлен на поддержку в решении определенной задачи развития, ориентируясь на список возрастных задач (см. выше), занятия могут быть как регулярные, так и разовые – семинары, выезды, игры и т.п.;
  • Повышение общей психологической культуры молодых людей; дать возможность подросткам и молодежи получить начальное практически ориентированное психологическое образование;
  • Оказание помощи и поддержки подросткам, молодежи и их семьям. Организация продуктивного взаимодействия между преподавателями ШПП, подростками и их родителями;
  • Создание условий для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми
  • Создание условия для активной деятельности подростков;
  • Организация и проведение выставок, конкурсов, смотров, фестивалей, благотворительных лотерей и марафонов, а также участие в них.

Вторая цель: Создание условий для реализации и разработки программ психологической работы с подростками для профессионалов-психологов.

Задачи:

  • Разработка методов и форм психологической работы с подростками;
  • Исследование возможностей психологической работы с подростками;
  • Исследование эффективности психологической работы с подростками;
  • Профессиональное развитие психологов, реализующих ШПП;
  • Сбор, обобщение и распространение необходимой информации по подростковой и молодежной проблематике, подростковым и молодежным службам и организациям;
  • Организация обмена практической и научной информацией в форме текущих встреч, постоянно действующих и разовых семинаров, школ, тренингов, игр и т.п.;

Функции Школы Практической Психологии

Программа ШПП реализует социально-педагогические функции учреждения дополнительного образования, эти функции перечислены в сборнике, выпущенном московским комитетом образования «Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы» (ред. Л.Е. Курнешова). Остановимся на них подробнее.

  • Развивающая функция. Эта функция объединяет все остальные функции в единый узел. Она предполагает совершенствование физических, духовных нравственных интеллектуальных сил участников программы. Это функция является центральной для ШПП, и развитие здесь понимается прежде всего как решение подростком возрастных задач.
  • Обучающая функция.  Задачей ШПП является предоставление возможности получения начального практически ориентированного психологического образования молодыми людьми.
  • Воспитательная функция. Нравственное развитие.
  • Социокультурная функция предполагает организацию досуга участников ШПП
  • Функция социализации. ШПП является своеобразным «мостиком» для вхождения подростков в мир взрослых;
  • Функции социальной защиты и адаптации предполагают поддержание жизнеспособности учащегося при вступлении во взрослую жизнь, выработку способности  сделать самостоятельный выбор из широкого спектра возможностей
  • Профориентационная функция реализуется в двух направлениях:
    1. Для всех участников ШПП - предполагаются групповые занятия, направленные на помощь в выборе профессии.
    2. Для тех участников ШПП, которые выбирают психологию как свою будущую профессию (Школа Юного Психолога, сокр. ШЮП). Они имеют возможность познакомится с  психологией как наукой и с практической деятельностью психолога, проверить свой выбор, сориентироваться в выборе специализации, получить консультацию о возможностях психологического образования.

Принципы работы

  • Принцип социализации – деятельность ШПП в первую очередь направлена на включение подростка в социум, ШПП - не замена общества, это способ мягкого вхождения во взрослую жизнь
  • Принцип активности – в любой деятельности ШПП должны создаваться условия для активности подростка, а не пассивного поглощения информации или развлечения
  • Принцип интереса – любая деятельность в первую очередь должна быть интересна и увлекательна, именно искренний интерес является критерием актуальности и необходимости этой деятельности для подростка
  • Принцип «не навреди» – должен быть максимально уменьшен риск психологической травмы; мы не занимаемся «шоковой терапией» - с подростками эти методы работы неприемлемы
  • Принцип добровольности – участие в любой деятельности может быть только на добровольных началах
  • Принцип «недирективности» – подросткам не предлагается готовых решений, организация жизни максимально свободная, демократичная, в той степени, в которой это возможно для существования школы.
  • Принцип первой цели - из двух основных целей  ШПП (создание условий для развития подростков и создание условия для развития форм и методов психологической работы с подростками) - первая всегда важней
  • Принцип отсутствия мировоззрения на уровне ШПП - школа не занимается пропагандой философии и религии, а создает условия для того, что бы подростки сами могли найти свое мировоззрение.
  • Принцип равных позиций - психологи и участники ШПП  общаются на равных и на «ты».

Методы работы

Основным методом является - психологический тренинг, который был описан выше в психологическом обосновании.