Психологическая программа для работы с подростком

Методическое пособие предназначена для психологов, школьных психологов и практических психологов, которые занимаются подростками 12-17 лет.
Авторы: детские и подростковые психологи Орлов А.И. и Васильева Е.А.

Основные принципы программы

Принцип актуальности

Данная программа строится исходя из актуальных для подростка ценностей и в соответствии с основными задачами развития подросткового возраста. Среди основных задач взросления выделяют:

  • Обретение чувства личной тождественности и целостности (идентичности).
  • Развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического я» как меняющегося и развивающегося.
  • Развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения.
  • Формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.
  • Осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.
  • Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
  • Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Принцип позитивности

Данная программа акцентирована не столько на получении подростком необходимых знаний относительно здорового образа жизни и не столько на получении подростком необходимых жизненных навыков (хотя и это тоже), сколько на формировании умения и желания искать позитивный способ для реализации жизненных потребностей. Х.Ремшмидт указывает шесть основных потребностей, для удовлетворения которых подросток прямо или косвенно проявляет активность, изыскивает и осваивает новые пути.

  1. Физиологическая потребность - запускающая физическую и сексуальную активность.
  2. Потребность в безопасности, удовлетворяемую через принадлежность к группе.
  3. Потребность в независимости и эмансипации от семьи.
  4. Потребность в привязанности.
  5. Потребность в успехе, в проверке своих возможностей.
  6. Потребность в самореализации и развитии собственного «Я».

Таким образом, одной из задач нашей программы является: показать подростку позитивный способ реализации его актуальных потребностей. Многие профилактические программы рассказывают, как делать нельзя, но редко говорят, что же делать вместо этого нельзя, они не учат подростка пользоваться своими ресурсами так, чтобы получать еще и позитивное подкрепление от своих сверстников.

Иными словами, если рассмотреть взрослого человека, который позитивно решил задачи подросткового возраста, то можно утверждать, что если ему понадобятся деньги, он будет искать способ заработать их, ему и в голову не придет грабить банк или пользоваться другими деструктивными способами добычи денег. Точно также, если он попадет в сложную жизненную ситуацию, он будет стремиться найти позитивный выход из нее, а не прибегнет к алкоголю или наркотикам. Следует отметить, что способ подобного мышления формируется именно в подростковом возрасте. И данная программа помогает подростку в этом.

Рассмотрим таблицу, которая демонстрирует, за счет чего в программе будет реализовываться подобная идея:

Принцип активности

Этот принцип, в основном, базируется на мастерстве ведущего и его способности реагировать и изменять занятие в соответствии с требованиями аудитории. А также стремлении ведущего занимать активную познавательную позицию. Тогда информация, которую он предоставляет, будет всегда актуальна, интересна и востребована.

Принцип «равный-равному»

Из всех источников информации для подростков самый активный – это сверстники. Именно сверстники могут наиболее понятно на одинаковом уровне языка и интересов объяснить, что и как. Этот способ для подростка наиболее приемлем и не требует особой психологической подготовки. Поэтому данная программа предполагает, что занятия будут проводить подростки для своих же сверстников. Такой способ дает следующие результаты:

  • Более откровенную психологическую атмосферу и доверительность.
  • Устойчивый эмоциональный контакт.
  • Устойчивый интерес к происходящему на занятии.
  • Передача позитивного опыта от ведущего к группе не только в качестве знаний и навыков, но и стиля поведения.

Такая необычность и непосредственность самой формы работы быстро находит поддержку у группы. Наиболее успешно проходят занятия, когда ведущий не сильно старше участников, примерно 18-25 лет.

Основные цели программы

В качестве основных целей программы можно выделить следующие:

  1. Научить подростка искать позитивный способ реализации его жизненных потребностей
  2. Сформировать у подростка устойчивую жизненную позицию относительно вопросов, касающихся ЗОЖ, на основе его жизненных ценностей.
  3. Сформировать основные психологические навыки:
    • управления собой в состоянии напряжения, в стрессовых ситуациях;
    • коммуникативной и социальной компетентности;
    • уверенного поведения;
    • конструктивного поведения в конфликтах;
    • отстаивания и защиты своей точки зрения и своих интересов;
    • ответственного принятия решений;
    • рефлексии особых состояний сознания;
    • критического мышления;
    • сопротивления давлению и умение сказать «нет»;
    • осознанного отношения к ПАВ.
  4. Привить интерес к своему здоровью и желание его поддерживать.
Общие указания к основной части программы

Прежде, чем приступить к самим занятиям, необходимо прочитать этот раздел. Здесь мы дадим общие наставления, которые требуется учитывать при проведении любого тренинга из нашего курса.

Каждый наш тренинг строится по следующей схеме:

  1. Приветственное слово ведущего;
  2. Разминка;
  3. Блок «Вспомним все» - Что было на предыдущем занятии?;
  4. Основная часть занятия;
  5. Блок «Блиц-опрос» - Из мешка вопросов вынимается 1-2 вопроса, группа отвечает на них;
  6. Рефлексия всего занятия и напоминание о Домашнем задании - Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?;
  7. Итоговый вывод;
  8. Традиционное прощание «Мы вместе».

Приветственное слово ведущего

От того, каким будет приветственное слово, зависит само занятие и настрой участников. Очень важно, пока ребята собираются или только-только собрались, поговорить с ними не на тему занятия, а просто по душам. Задать им вопросы, которые им обычно задают друзья. Установить контакт. Это можно сделать самыми простыми вопросами, такими, как:

  • Как ваше настроение? (варианты: Какого цвета ваше настроение? или На какую погоду (природное явление, стихию, время года и т.д.) похоже ваше настроение?)
  • О чём вы думали по пути сюда?
  • Что новенького и интересного произошло с вами за то время, пока мы не виделись?
  • Расскажите самое яркое событие, которое произошло с вами за прошедшую неделю.
  • Что вы ждете от сегодняшнего занятия? Как вам кажется, что сегодня будет?
  • Давайте сейчас поделимся чувствами, который каждый из вас испытывает здесь и сейчас.
  • Скажите по одному слову, характеризующему ваше состояние на данный момент. Это может быть как непосредственное определение состояния, так и некая метафора. Например, можно сказать «Я чувствую бодрость и активность» или «Я как фонтан, который бьёт в разные стороны ключами яркой энергии».

Самому ведущему также необходимо отвечать на эти вопросы наравне с участниками. Однако, существуют и другие варианты приветственного слова.

Динамичное приветствие.

Пример:
Поднимите, пожалуйста, палец вверх и укажите на человека, который, как вам кажется, выглядит сегодня несколько иначе, нежели обычно. Покажите на того, у кого самые рыжие волосы. Покажите на того, кто, на ваш взгляд, полнее всего проявил себя в ходе прошлого занятия. Покажите на человека, чьего участия в группе вам хотелось бы видеть несколько больше. (Вариантов выбора можно придумать великое множество в зависимости от того, что именно необходимо в данный момент узнать ведущему для оценки наличной ситуации в группе).

Тематическое приветствие.

Пример:
Всем привет! Очень рад (или рада) вас всех видеть! Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о конфликтах. С конфликтами мы сталкиваемся в разных сферах нашей жизни. Это случается очень часто, ведь мы живем в мире людей и наши желания, и интересы не всегда совпадают. Так что сегодня мы поговорим о том, как можно разрешить конфликт, и что дают конфликты в нашей жизни. Но для начала давайте начнем с разминки, которая плавно введет нас в тему сегодняшнего занятия.

В приветственном слове вам необходимо: поздороваться друг с другом, найти контакт с участниками, настроить их на работу на занятии и напомнить об основных правилах тренинговой группы (например, таком, как выключить мобильный телефон).

Разминка

Любой тренинг начинается с разминочного упражнения. Это позволяет ребятам «разогреться», забыть о мыслях, которые их тревожат вне группы и настроиться на работу. В нашем курсе мы старались, чтобы разминка была тематической, то есть хоть как-то соответствовала теме тренинга. Однако, не обязательно так должно быть всегда. Скорее даже, наоборот. Разминочное упражнение должно «заводить» ребят и плавно вводить в тренинговую работу. Очень часто это несерьезная, веселая, подвижная игра. В разминке ведущий должен принимать непосредственное участие и «заводить» всю группу.

Помните, что ребята только-только пришли на тренинг, помогите им втянуться в него, и они отблагодарят вас хорошей работой на занятии. Несмотря на то, что в каждом занятии приведены свои разминочные упражнения, вот несколько дополнительных примеров разминочных упражнений:

  • «С миру по нитке»
    Один из участников начинает рассказ, предлагая одно предложение, затем следующий по кругу добавляет к нему свое предложение, следующий - свое и так до тех пор, пока очередь не дойдет до начавшего. Затем кому-нибудь из группы предлагается вспомнить и рассказать все получившееся целиком. Остальные могут добавлять или поправлять рассказывающего.
  • «Тишина»
    Группа делится на пары, одному из участников пары дается бумажка, на которой написано нетрудное задание. Пользуясь только жестами, не говоря ни слова, он должен объяснить своему напарнику, что написано на бумажке, и добиться того, чтобы он это выполнил.
  • «Атомы и молекулы»
    Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы по 2, 3, 4, 5, 6, 7 и т.д атомов. Подвигавшись некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
    *На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.
  • «Старичок-профессор»
    Выбирается один доброволец, который выходит за дверь и обещает не подслушивать. Затем выбирается еще один доброволец, и всем рассказывается суть упражнения. Вышедший за дверь – «старый профессор», который забывает все подряд, в том числе и тему лекции, которую он будет читать студентам. Выбранный человек – «руки профессора», которые чудом помнят нужную тему и помогают это понять и «профессору». После чего выбирается тема лекции – ее знают студенты и «руки». Ведущий выходит за дверь и рассказывает «профессору», в чем дело, после чего вводит его в аудиторию. «Профессор» прячет руки за спину, «человек-руки» встает сзади и выставляет свои руки вперед – теперь это руки профессора, они не могут разговаривать. «Профессор» должен читать лекцию независимо от того, угадал он тему или нет, т.е. начать с самого начала и говорить до тех пор, пока не угадает (об этом ему говорят «студенты»). «Студенты», которые знают тему лекции, могут помогать или сбивать «профессора» с толку своими вопросами или репликами.
    * Ведущий должен участвовать, независимо от того, в какой роли; нельзя сидеть просто так, надо быть хотя бы «студентом», т.е. задавать вопросы «профессору».
  • «Людмила Прокофьевна»
    Группа выстраивается в одну линию-шеренгу, им предлагается пройти из одного конца комнаты в другой своей обычной походкой, а затем и обратно. После чего надо пройтись, задрав вверх голову, низко опустив ее, вытянув шею, втянув голову в плечи, размахивая руками, прижав их к телу, согнувшись пополам, прогнувшись назад, виляя бедрами, вообще не двигая тазом, не сгибая коленей, высоко поднимая колени, широким шагом, приставляя пятку одной ноги к мыску другой, пробежать очень быстро, пройти как можно медленнее. Затем снова пройтись своей привычной походкой, попытавшись отследить произошедшие изменения.
    * Если ребята устают, реализовывать все способы до конца необязательно.
  • «Чужие коленки»
    Группа садится в тесный круг, сдвинув стулья ближе друг к другу. Каждый участник кладет руки на коленки соседям. Правая рука оказывается на левой коленке соседа справа. На собственных коленках у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. На левой коленке - правая рука соседа слева, а на правой - левая рука соседа справа. Игра заключается в том, чтобы руки хлопали по коленкам последовательно, не обгоняя друг друга. Нужно внимательно следить, когда очередь дойдет о собственной руки, а не до собственной коленки. Игра требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность падает участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.
    Усложнение задания:
    1. любой участник, когда очередь сделать хлопок доходит до одной из его рук, вправе поменять направление движения хлопков. Для этого ему необходимо хлопнуть своей рукой по коленке, на которой эта рука лежит, дважды.
    2. выбывшие из игры члены группы переходят в центр круга, где образуют свой внутренний круг и продолжают играть.

Блок «Вспомнить все»

В этом блоке, участники вспоминают всё, что было на предыдущем занятии. Это не должно занимать у вас много времени от занятия: всего где-то 5-7 минут.

Этот блок необходим, чтобы все тренинги у участников воспринимались целостным курсом. Чтобы каждое занятие было не отдельным, а продолжением предыдущего. Именно поэтому, если вы проводите не все 17 занятий основного курса, а строите свой курс из этих тренингов, необходимо продумать его грамотно: какие темы выбрать, что за чем должно следовать, чем начать и чем закончить.

Обсуждение предыдущего занятия в этом блоке желательно вести в произвольной форме, давая участникам возможность, высказать все мысли и эмоции, накопившиеся в ходе предыдущего занятия, а можно структурировать общение серией вопросов.
Например:

  • Какова была тема предыдущего занятия?
  • Что нового вы узнали?
  • Что больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?
  • Что было для вас неожиданным на предыдущем занятии?
  • Как вы думаете, повлияет ли то, что вы узнали на прошлом занятии на вашу последующую жизнь?
  • и др.

Лучше дать участникам возможность высказываться в произвольном порядке, а не по кругу, поскольку может случиться такое, что некоторым участникам просто нечего сказать по тому или иному вопросу.

Однако, если на предыдущем занятии вы дали домашнее задание, проверить его следует у всех участников группы. Рекомендуется при этом придерживаться следующих вопросов:

  • Удалось ли выполнить домашнее задание?
  • Если не удалось – почему?
  • Трудно ли было его выполнять?
  • Что именно вызвало наибольшие трудности?

По окончанию блока ведущий должен связать тему прошлого занятия с темой нынешнего занятия.
Например:
Итак, темой прошлого занятия были «Кризисные ситуации». В этих ситуациях человеку особенно необходимо знать, что он понят другим и принят им. Кто-то обладает природным даром дарить надежду и взаимопонимание. Но это не только природный дар. Этому можно научиться. На сегодняшнем занятии мы научимся оказывать поддержку нашим близким и самим себе.
Или так:
На прошлом занятии, тема которого была «Профилактика алкоголизма», мы рассмотрели с вами различные вопросы относительно алкогольной зависимости, пивного алкоголизма и культуры пития. Сегодня нам предстоит с вами рассмотреть еще одну, на мой взгляд, более страшную, зависимость – наркоманию. Тема нашего сегодняшнего занятия – Наркозависимость.

Основная часть тренингового занятия

Основная часть занятия – это собственно тренинг. Каждое занятие прописано отдельно и подробно в этом пособии. Здесь остановимся лишь на нескольких общих особенностях.

Общая рекомендация:
При составлении всего курса по ЗОЖ мы рекомендуем провести все 17 тем плюс первое и последнее занятие. Итого получается 19 занятий. Оптимально проводить их 2 раза в неделю, в течение десяти недель. В любом случае, первое и последнее занятие остаются неизменными.

Деление участников тренинга на группы:
На каждом занятии вы можете столкнуться с необходимостью поделить участников тренинга на пары или группы. Существует несколько способов, которыми вы можете воспользоваться:

  • «На первый-второй рассчитайся!»
    С этим способом все понятно. Первые номера образуют одну группу, вторые – вторую группу, третьи номера – третью группу и т.д.
  • «Я хочу!»
    Выбираются добровольцы, которые сами себе набирают группы по очереди. Если надо 3 группы, выбираются 3 добровольца, которые набирают себе команды по одному человеку поочередно (сначала один, потом второй, потом третий, потом опять первый, второй и т.д.).
  • «От сих до сих…»
    Принудительный способ. Если все участники сидят в кругу, ведущий делит круг пополам, одна половина которого составляет одну группу, а вторая – вторую. Точно также можно поделить группу и на три, и на четыре подгруппы.
  • «Броуновское движение»
    Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы по 2, 3, 4, 5, 6, 7 и т.д атомов. Подвигавшись некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
    Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
  • Деление по признаку
    Деление на команды по полу, длине волос, цвету глаз, цвету одежды и т.д.
  • По дате рождения
    Все, кто родился с января по конец июня – в одной команде, остальные – во второй команде. Также можно поделить по сезонам: кто родился зимой и весной – одна команда, а летом и осенью – другая команда. Можно делить по принадлежности к знаку Зодиака или зодиакальным стихиям (земля, вода, огонь, воздух).
  • Жребий
    Необходимо заранее подготовить бумажки с номерами, или бумажки разного цвета. Для деления на две команды подойдут шахматы.

«Мозговой штурм»
Этот прием является универсальным, и часто используется в наших тренингах. Подразумевает деление участников на команды и постановку задачи.
На первом этапе мозгового штурма участники группы «накидывают» в круг как можно больше идей, касающихся темы обсуждения. Важное для проведения данного этапа правило – не критиковать. То есть во внимание должны приниматься абсолютно любые, пусть даже самые абсурдные идеи. В ходе обсуждения один из участников группы или ведущий должен тщательно записывать все предложения на листе ватмана.
После того, как идеи иссякнут или группа посчитает их количество достаточным для принятия адекватного решения, процесс переходит во вторую фазу – кластеризация. На этом этапе необходимо объединить воедино схожие идеи, тем самым несколько уменьшив количество предложений.
На третьем этапе необходимо подвергнуть оставшиеся идеи жесткой критике на предмет того, подходят ли они под данную тематику или нет. Для этого в первую очередь надо выработать критерии, по которым эти идеи будут отбираться.

Использование специального реквизита
Для некоторых упражнений нужен специальный реквизит. Его необходимо заготовить заранее, поэтому, готовясь к занятию, обратите на это внимание. Следует отметить, что различный необычный реквизит очень оживляет занятие, поэтому не ленитесь его найти и приготовить. И результат не заставит себя долго ждать.
В любом случае, чаще используйте доску и записывайте выводы, которые вы сделали с группой, рисуйте схемы. Наглядность очень важна в понимании материала.

Перерыв
Каждое занятие длится 2-3 часа. Поэтому целесообразно где-то в середине занятия сделать небольшой перерыв (15 минут). Однако его можно и не делать, если группа заинтересована и не хочет прерываться, или если вы посчитаете, что это нарушит течение процесса.

Упражнения: делать или нет
В каждом занятии мы указали время каждого упражнения, однако, это примерное время. Упражнение может затянуться или, наоборот пройти быстрее. Это зависит от каждой конкретной группы и конкретного ведущего. Поэтому, иногда вам предстоит решить, от какого упражнения придется отказаться из-за банальной нехватки времени. Лучше подумать об этом заранее, когда вы будете готовиться к тренингу. Иногда мы указываем, от какого упражнения можно отказаться. Но в принципе, это все равно решать вам!

Блок «Блиц-опрос»

Этот блок создает эффект «занятия в занятии», так как участники в этом блоке могут затронуть вопросы, которые никак не связаны с темой данного тренинга.

Зачем нужен «Блиц-опрос»? Как мы говорили ранее, данная тренингововая программа не в состояние охватить разные темы и интересы участников. Таким образом, можно ответить на вопросы участников (заготовленные заранее) и внести темы которые не входят в тренинговую программу.

В чем суть этого блока? Блок «Блиц-опрос» состоит в следующем:

  • По всем темам программы Школы Практической Психологии формулируется два-три вопроса.
  • Вопросы из тех тем, которые НЕ вошли в программу, помещаются в специальный непрозрачный мешок.
  • На каждом занятии или через занятие ребята вместе с ведущим разбирают 1-3 вопроса, которые находятся в мешке.
  • Сначала сами ребята пытаются ответить на эти вопросы, ведущий задает наводящие вопросы. Потом ведущий подводит итог и формулирует свой ответ.

Ценность этого блока заключается в том, что ребята сами пытаются найти ответы на незнакомые им вопросы. И могут узнать новую для них информацию. Также можно этот блок использовать как повторение (закрепление) ранее пройденных занятий.

Пример «Блиц-опроса»

Занятие «Решаем конфликты»
Вопрос: Отличаются ли «Я-высказывание» от «Ты-высказывания»? Почему?

Ответ: Да, отличаются. «Я-высказывание» заключается в том, что мы говорим от своего имени о своих чувствах с собеседником, с нашей конфликтующей стороной, а не оцениваем его, как это происходит в «Ты-высказывании».

Занятие «Критическое мышление»
Вопрос: Какие существуют типы вопросов? (выберите варианты)

  • Секретные
  • Закрытые
  • Научные
  • На засыпку
  • Главные
  • Альтернативные
  • Откровенные
  • Непредсказуемые
  • Скучные
  • Открытые
  • Трудные
  • Хорошие

Ответ: Вопросы бывают:

  • Закрытые - на них может быть дан ответ только «Да» или «Нет».
  • Открытые – Начинаются с Вопросительного слова
  • Альтернативные – Предлагается выбрать что-то одно из двух.

Рефлексия всего занятия/встречи

Рефлексия - это мысленный анализ всего занятия, своего рода план, что запомнилось, что удивило и поразило. Это не только само занятие, а также и эмоции участников, поступки, реакции и действия.

Рефлексия учит наблюдать за собой, фиксировать свои мысли, которые возникли на тренинге, понимать, что нового они узнали, а что знали и так, а главное осознавать, как менялись их чувства в процессе занятия, и что они чувствуют сейчас. На первых занятиях, скорее всего, ребятам будет сложно таким образом подводить итог тренингу, они не будут знать, что говорить, и ограничиваться традиционным: «Мне понравилось». Задача ведущего научить их этому. Ведь этот навык самонаблюдения, или наблюдения за собой, очень пригодится им и в жизни. Они будут лучше понимать, чего они хотят, и как они относятся к тому или иному жизненному событию. Ведущий может научить их этому навыку при помощи двух способов:

  • При помощи вопросов
    В конце занятия сядьте в круг и попросите каждого по кругу высказаться по поводу сегодняшнего занятия. Помогите ребятам своими вопросами:
    • Что на сегодняшнем занятии вам показалось особенно интересным?
    • Какие чувства вы сейчас испытываете по поводу прошедшего занятия?
      • Удовлетворенность/неудовлетворенность?
      • Пустоту/наполненность?
      • Радость/грусть? и т.д.
    • Что вам не понравилось на тренинге? А что понравилось?
    • Узнали ли вы что-то новое? Что именно? Или информация была вам знакома?
    • Вы чему-то научились сегодня? Чему?
    • Чтобы вы изменили на сегодняшнем занятии, если могли бы?
    • Чего ждете от следующего тренинга?
  • При помощи наглядного метода
    Для этого используйте таблицу смайликов из тренинга «Эмоции и чувства». Для этого заготовьте 12 карточек с рожицами без названий чувств из этой таблицы. Пусть ребята расскажут о своих чувствах не на словах, если им трудно, а при помощи этих карточек. Для этого они должны показать карточку, которая соответствует их эмоциональному состоянию на данный момент. Очень показательно будет, если провести эту диагностику в начале и в конце тренинга. После того, как они покажут карточку, вы должны озвучить словами то чувство, которому соответствует данная карточка.

Существует также экспресс-метод проведения рефлексии занятия. Им можно воспользоваться, если у вас будет очень мало времени. Однако, постарайтесь планировать свое время так, чтобы была возможность провести рефлексию в полном объеме. Этот метод заключается в том, что вы просите сразу всех при помощи большого пальца (большой палец указывает вверх/вбок/вниз) показать:

  • насколько им понравилось занятие: понравилось/так себе/не понравилось;
  • узнали они что-то новое: да/50х50/ нет;
  • изменилось ли их эмоциональное состояние в процессе тренинга: улучшилось/не изменилось/ухудшилось.

Итоговый вывод

Итоговый вывод также важен, как и приветственное слово. По сути, то, что вы последним произнесете на группе, то и запомнят участники тренинга. Поэтому постарайтесь грамотно резюмировать случившееся занятие, и выразить свое отношение к нему. Примеры итогового вывода приведены в каждом занятии. Однако, это только примерные слова. Вы можете (и даже лучше) их дополнить, и не только своими эмоциями от тренинга, но и своими мыслями по поводу темы занятия.

Традиционное прощание «Мы вместе!»

У каждой группы в процессе ее существования появляются свои традиции и ритуалы. Это способствует объединению ребят, у них возникает чувство принадлежности к чему-то очень важному, а это очень важно для подростков. Именно поэтому психологи часто на первом занятии сами провоцируют группу к придумке ритуалов и символов. Очень хорошо, если у группы будет:

  • Свой талисман - некий предмет, который они будут передавать, когда захотят высказаться. Это может быть мягкая игрушка, мячик, какой-то необычный предмет округлых форм и приятный на ощупь.
  • Обычай приветствия/прощания. В качестве ритуального приветствия группа может сесть в круг, взяться за руки и пожать их друг другу. А в конце занятия участники могут прощаться друг с другом до следующего раза, аплодируя друг другу. Или складывать руки вместе, как делали мушкетеры, и кричать: «Мы вместе!», или «Один за всех и все за одного!», или какой-либо другой девиз, который придумает сама группа.