Техника общения

Общение — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Именно в подростковом возрасте оно меняется — общения с родительским домом уже недостаточно, подросток готов к познанию мира и других людей. Но именно в этот момент из-за отсутствия опыта возникают трудности как с родителями, так и со сверстниками. С родителями уже не так тянет общаться, а со сверстниками и другими взрослыми непонятно, как это делать. Тренинг «Техника общения» помогает разобраться, как устроено общение и заполнить пробелы в знаниях о мире и коммуникации с миром.

Цель данной программы — помочь юношам и девушкам стать более коммуникабельными, уметь понимать себя и других, находить выходы из трудных ситуаций при общении.

Задача курса — приобщить учеников к наблюдательности за жизнью, а только потом к анализу ситуации и разрешении её в нужную сторону.

  • ЗАНЯТИЕ 3. Знакомство. (продолжение)

    Цель: Выработать первые нормы жизни в группе, способствующие интенсивному обучению. Сблизить обучающихся. Установить доброжелательные отношения. (продолжение). Техника установления контакта с незнакомым человеком. Первое впечатление.

    1. Разминка. Т=15

    Игра «Те кто…»: Все сидят на стульях в кругу, один водит и стоит в центре. Его задача занять место, т.е. сесть на стул. Ведущий называет предмет, который находиться у нескольких игроков (например, «у кого есть украшения»), те у кого есть этот предмет обязаны встать и поменяться местами (нельзя садиться на своё же место), а ведущий, в это время, должен занять чьё-то место и соответственно ведущим становится другой игрок.

    2. Рефлексия прошлого занятия. Т=30

    - Рефлексия прошлого занятия (что было) t=10

    Все представляются теми именами, которыми хотели бы называться в этой группе.

    Игра “Снежный ком”: Каждый представляющийся сначала повторяет все имена названные предыдущим соседом, и только затем называет свое имя. Если участников больше 20-ти можно упростить, например: называть по именам только семерых предыдущих.

    Для человека нет приятнее звука, чем его собственное имя. Поэтому мы будем максимально использовать возможность называть другого по имени. Если забыли имя - не стесняйтесь - спросите. Если видите, что к вам хотят обратиться и затрудняются - помогите: назовите себя сами. Кто за то, чтобы обращаться в нашей группе друг к другу только по имени и никак иначе? (Кто не проголосовал - понять почему?)

    3. Каждый день мы общаемся со многими людьми: в школе, во дворе, дома, у нас здесь. И невольно мы можем обидеть (задеть) их, даже не подозревая об этом. Т=25

    Самое первое правило, которому мы будем следовать, это не делать человеку больно. Решая свои или общие проблемы, всегда помнить о человеке и делать так, чтобы другому с вами было приятно. Я думаю, у нас не будет таких перебранок как ПАРАЗИТ, СВИНЬЯ, КРЕТИН. Но часто мы задеваем своих ближних случайно, обыкновенными на первый взгляд словами. Например:

    - ЭТО ЕРУНДА, - Такое отрицательное отношение к сказанному не может не задеть нас, потому что, как правило, мы считаем важным то, что говорим.

    - НУ БЕЗУСЛОВНО, - За этим: "это настолько понятно, что если ты это говоришь, то скорее всего ты -- недалекий человек".

    - Я ХОТЕЛ БЫ ТЕБЕ ДАТЬ УМНЫЙ СОВЕТ...

    Как вы думаете, что кроется за словами

    - НУ ПОНИМАЕШЬ ЛИ... - (вообще то ты не понимаешь, но уж постарайся понять)

    - ТЫ УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК, А ГОВОРИШЬ ТАКИЕ ВЕЩИ...

    Кто когда-либо говорили эти слова, а как часто?

    Конфликтогены:

    (слова, которые задевают другого человека - открыто или скрыто)

    • 1. Ну хорошо
    • 2. Ну прямо
    • 3. Ничего подобного (в любом контексте)
    • 4. Это банально
    • 5. Это очевидно
    • 6. Это не разговор
    • и тд...

    Задевают не только фразы, но и позы, интонации, жесты. Итак, кто за то, чтобы не допускать в жизни нашей группы обид? А кто все же допускает? (Кто допускает - обсудить: как правило допускают со своей стороны задевания из-за неумения следить за собой)... Кто готов исправляться?..

    4. Первое впечатление.

    Что это такое? Как важно первое впечатление? - оно всегда правильное.

    A) МОГУ ЛИ УВИДЕТЬ? (работа в микрогруппах по 6-8 чел.) . Т=25

    - Каждый внимательно смотрит в лица остальных членов микрогруппы. t=2

    - Закройте глаза и с закрытыми глазами постарайтесь представить себе лица других членов. Отметьте, какое лицо запоминается лучше всех, а какое - с трудом. t=3

    - Открыли глаза. Снова 2-3 минуты все смотрят друг на друга, стараются зафиксировать в памяти, восстановить что забыли.

    - Снова закрывают глаза и по памяти восстанавливают облик и лица. t=3

    - 5-10 минут обсуждение: обмен впечатлениями и переживаниями. Обсудите все, что показалось вам любопытным.

    (см. приложение)

    B) Тренинг - Первое впечатление. Т=130 (общее)

    (Заранее приглашаю незнакомого человека на группу к назначенному времени.)

    Всем интересно как их воспринимают по первому впечатлению. Для того чтобы эффективно общаться, надо знать 2 стороны:

    1. Как меня воспринимают.

    2. Как ты сам воспринимаешь других.

    Сегодня мы займемся одной из этих сторон - как я воспринимаю других по первому впечатлению.

    У нас сегодня присутствует гость (вывожу гостя). Он заинтересован в получении объективной информации о себе. Вы можете потрогать, пощупать этого человека, но не можете задавать ему вопросы. В течение 15 мин вы должны описать нашего гостя. Этот чел может ходить, может сидеть - как ему удобно - он хозяин в этой ситуации.

    Инструкция для примера: (устно, быстро)

    - Пожалуйста, обращайтесь к нему во 2 лице.

    - Постройте ваши гипотезы, как его зовут?

    - Какой он человек?

    и тд...

    Вы должны написать именно то впечатление, которое он произвел на вас. Ещё раз напоминаю, - обращайтесь во 2-ом лице.

    После 15 минут обменяйтесь листочками.

    А теперь у нас беседа (интервью).

    Вам предоставляется редкая возможность в наше время проверить ваши гипотезы - поговорить с этим человеком.

    Обратная связь. После всего можно спросить у гостя общее мнение об аудитории - каково было тебе тут стоять - какое впечатлен, когда группа молчала и изменилось ли оно, когда начали задавать вопросы

    Рефлексия упражнения. Обсудить все.

    Ребята, изменилось ли мнение?

    Подведение итога занятия – общая рефлексия.

    Что нового узнали, какие ощущения от занятия.

Мир эмоций

Подростковый возраст - один из самых сложных периодов развития личности. Подросток пытается войти в мир взрослых с его правами, гормоны бунтуют, опыта общения и ответственности за свои поступки еще нет — тяжело, правда? Особенно учитывая современный кризис в мире, когда и взрослые не всегда могут найти себе место. Подсказать некому — кроме профессиональных психологов!

Тренинг «Мир эмоций» помогает разобраться, как устроены эмоции, учит их описывать и использовать богатство внутреннего мира для приобретения столь необходимого опыта.

Цель данной программы - дать возможность подросткам разобраться со своими чувствами и научить корректно их выражать.

Задача курса — отработка практических умений (самоконтроль, вербализация и т.д) на учебных ситуациях. Сначала даётся теория, потом возможность «проиграть» многие трудные жизненные ситуации и отрефлексировать собственные мысли и чувства.

Решаем конфликты

Недостаток жизненного опыта и бурное проявление эмоций у подростков часто приводят к конфликтам с родителями, сверстниками, педагогами. Эти конфликты бывают довольно болезненными для обеих сторон и могут затянуться надолго, что снижает качество жизни, повышает тревогу и дезадаптацию.

Тренинг «Решаем конфликты» помогает устранить причину конфликтов, учит решать их мирным путём.

Цель данной программы — помочь юношам и девушкам научиться выходить из любого конфликта без потерь, контролировать нежелательное поведение и эмоции.

Задача курса — приобщить учеников к наблюдению за своим поведением, отработать конфликтные ситуации в игровой форме, дать рекомендации по выходу из любого конфликта.

Он и Она

Подростковый возраст — время первых ярких чувств и отношений. Как уберечь ребенка от ошибок и научить его разбираться в людях? Как преодолеть свой страх и отпустить его набивать первые шишки? Хотя данный тренинг предназначен для подростков, косвенно он также и для родителей. После прохождения программы они могут не волноваться за самооценку и настроение своего ребенка.

Цель данной программы — помочь юношам и девушкам принять и осмыслить свои чувства, получить необходимый опыт по взаимодействию с противоположным полом.

Задача курса — в игровой форме отработать сложные ситуации в отношениях, укрепить самооценку и научить подростка избегать типичных ошибок, которые часто приходят вместе с первой любовью.

Я и моя профессия

Выбор профессии определяет для человека весь его дальнейший путь. Это очень ответственное и сложное дело — узнать свои способности, поверить в них, приобрести необходимые знания по той профессии, которая бы подошла идеально. Если посмотреть вокруг, то кажется, что «профессия мечты» и «работа мечты» - редкая ценность, мало кому удаётся полностью раскрыть свои таланты. Тренинг «Я и моя профессия» придуман специально для подростков, которым важно, как они реализуются в этой жизни. Наша аудитория ищет ответы на вопросы: кто я? Какие мои сильные стороны? Чем бы я мог заниматься постоянно и не уставать?

Цель данной программы — помочь ребенку осознать свой потенциал и пути его раскрытия.

Задача курса — совместить современную теорию профориентации и практику (кейсы, тестирование, упражнения), помочь избежать распространенных ошибок при выборе профессии.

Моё будущее

Кто я? Что я могу? Какую пользу могу принести людям? Поиск ответов на эти вопросы характерен для подросткового возраста. Важно научиться жить настоящим, становиться зрелым, учиться строить планы и осуществлять их.

Тренинг «Моё будущее» призван помочь подростку стать личностью, создать свою систему жизненных ценностей и ориентиров. Программа рассчитана на юношей и девушек 14-17 лет. Её цель — научить подростка быть творцом собственной биографии. Ведь часто подростки затрудняются в определении целей своей жизни, не умеют планировать свое время, все планы кажутся им невыполнимыми и бессмысленными.

Цель данной программы — помочь ребенку стать взрослее, сильнее, мудрее.

Задача курса — в игровой форме отработать сложные этапы взросления, развить социальные навыки, совершенствовать мышление и эмоциональную сферу.